Типы слотов — GeekSpins

2 самых честных казино онлайн за 2020 год:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место в рейтинге! Большие бонусы и быстрый вывод!

  • Фрэш Казино
    Фрэш Казино

    Свежее казино с большими бонусами!

Гик-путеводитель: куда сходить в Москве

Мы разделяем ваше желание и открываем цикл статей о заведениях в разных городах России, куда не стыдно сходить гику. Начнём, пожалуй, с кафе столицы.

«Папа Вейдер»

Нельзя просто так взять и не начать этот обзор с «Папы Вейдера». Это самое известное заведение в Москве, сконцентрировавшее в своих стенах любовь к разным фантастическим вселенным. За три года своего существования «Папа» успел пережить переезд и сейчас находится в центре – дойти до него можно от метро Китай-город или Лубянка.

Кроме основного зала, оформленного множеством деталей из игр, фильмов и комиксов, в кафе-баре есть около десятка тематических кабинок по мотивам Star Wars, Star Trek, Warhammer, Doctor Who и других вселенных.

«Мир фантастики» отмечает открытие этого самого сайта в «Папе Вейдере», 2020 год

В меню в основном европейская кухня и пицца, несколько видов пива и обширная коктейльная карта. Разумеется, все позиции называются как надо: «Амидала», «Кварианский флот», «Пикник на обочине».

«Папа» – культовое место для московских гиков. Здесь постоянно что-то происходит – тематические вечеринки, турниры в настольные и карточные игры, гик-викторины, вечера караоке, презентации и лекции, афтер-пати больших фестивалей вроде московского «Комик-кона».

GeekTime

GeekTime – это антикафе, то есть посетители здесь платят за проведённое время, а не за еду и услуги. Кухни здесь нет, но есть возможность самостоятельно заказать пиццу или принести еду с собой. Чай, кофе и снеки — за счёт заведения.

GeekTime — этакий клуб в традиционном понимании этого слова. То есть не место с грохочущей музыкой, а своеобразная всеобщая квартира, где можно устроить посиделки с друзьями и собратьями по интересам – при условии, что всем хватит места, так как заведение довольно популярное. В распоряжении гостей — комиксы, настолки, 3D-принтер, приставки Xbox One, PlayStation 3 и PS2, Xbox 360 c Kinect и Guitar Hero и даже ретро-консоли Sega и Dendy. Недавно появился и VR-шлем HTC Vive.

В GeekTime регулярно устраивают сессии настольных ролевых и социально-детективных игр, смотрят фильмы и читают тематические лекции. За расписанием мероприятий можно следить в соцсетях клуба.

«Гарцующий Дредноут»

Если вы ролевик – вам точно сюда. «Гарцующий Дредноут» — легендарный в ролевых кругах кафе-бар, сменивший с 2009 года несколько адресов и названий.

Теперь он располагается в уютном историческом здании в центре Москвы. Внутри – несколько залов, интерьер которых заставляет вообразить какую-нибудь фэнтези-таверну. В меню европейские блюда и блюда русской кухни, есть пивная карта.

В кафе собираются ролевики на предыгровые и послеигровые встречи, проводят тематические вечеринки и мероприятия разные фэндомы. Также в «Гарцующем Дредноуте» проходят чтения, лекции и даже концерты.

Рейтинг русских казино:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место в рейтинге! Большие бонусы и быстрый вывод!

  • Фрэш Казино
    Фрэш Казино

    Свежее казино с большими бонусами!

J-play Arcade Café

Антикафе, которое специализируется не на настолках и печеньках (хотя они есть), а на винтажных игровых автоматах. К услугам гостей 11 аркадных автоматов — в основном японских, но есть несколько американских. Играть в них можно в свободном режиме (без жетонов).

Ещё тут есть с десяток аркадных контроллеров (Guitar Hero, DJ Hero) и игровых консолей. Здесь можно поплясать на Dance Dance Revolution, потрогать NEO-GEO MVS 1989 года выпуска или просто порубиться в какую-нибудь приставку. Если нужно, персонал кафе расскажет и покажет, куда нажимать и как чем пользоваться.

В J-play Arcade Café регулярно проходят турниры по файтингам и танцевальным играм, устраивают показы аниме. Кроме автоматов, есть и традиционная для антикафе коллекция настольных игр и комиксов, бесплатный чай и кофе.

«Кот Шрёдингера»

Атмосферное заведение для всех неравнодушных к безумным учёным и постапокалипсису. Бар находится в бывшем бомбоубежище, меню оформлено в виде таблицы Менделеева, а коктейли наливают в пробирки и колбы. Еду вам принесут люди в белых халатах, да и сама еда – это неизвестный заранее «сет» из блюд в коробке.

Друзья, если у вас в городе есть интересные места и заведения, к которым можно добавить приставку «гик», расскажите об этом в комментариях или на форуме МирФ — и мы напишем о них в путеводителе!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Опциональные типы данных в языке Swift

Всем привет!

Я новичок, выбрал для себя язык программирования Swift и сейчас его изучаю. Проштудировал недавно раздел «Опциональные типы данных» в учебнике. Решил систематизировать его в таком своеобразном конспекте. Подобный подход, как известно, помогает лучше понять и запомнить. А ещё, возможно, эти заметки пригодятся другим пользователям GeekBrains. Итак, начнём.

Кстати, если вы только начинаете изучать Swift, стоит пройти бесплатный интенсив по разработке на Swift от GeekBrains.

Повторяем, что такое типы данных

Что такое типы данных, о которых мы так часто говорим? Посмотрим на примерах. Предположим, есть переменная «a» и у неё есть значение «12». И это тип данных «Int». Кроме «Int» мы знаем ещё такие типы данных: «Double», «Float», «Bool» и др.

И далее, под типом данных можно понимать почти всё, что есть в программировании. Например, «переменная» или «константа» могут рассматриваться как определённые типы данных. «Объект», «класс», «структура» — это тоже определённые типы данных. Для простоты изложения и понимания дальше будет говориться в основном о простых, так называемых примитивных типах, в основном об «Int». Тогда многие примеры будут более понятны.

Что такое опция?

Слово «опция» трактуется словарём как «факультативная возможность». На самом деле это определение не объясняет, а ещё больше усложняет, поскольку появляется ещё одно, хоть и знакомое, но не очень понятное слово «факультативный». Смотрим словарь — необязательный, дополнительный. Теперь, если сложить всё вместе, получается такое определение «опции» — необязательная, дополнительная возможность.

В свою очередь, при работе с компьютером слова «Option», «Optional», «Опционально» довольно часто встречаются на сайтах при регистрации аккаунтов, заполнении различных анкет. Это означает, что соответствующий пункт можно заполнять, а можно и не заполнять. Соответственно, содержание там может быть, а может и не быть.

Опциональный тип данных

В программировании, в частности в Swift, тоже довольно часто встречаются такие слова, как «optional», «optionals», «опционал», «опционалы» и т. д. Ими обозначают опциональный тип данных. Это такой тип данных, в котором значение может быть, а может и не быть.

Откуда ноги растут

Ноги растут из математики, из понимания смысла цифры «0». Ноль, нуль от лат. nullus — никакой. Слово «ноль» чаще используется в повседневной речи, а слово «нуль» прижилось в математике. Например, «нулевое значение» (никто ведь не говорит «нолевое значение»).

Цифре «0» древние индийские математики приписывали магические значения: это не просто цифра, это отсутствие цифр, это таинственная пустота, которая ничего не значит и в то же время влияет на все остальные цифры. Сравните, цифра «1» сама по себе и цифра «100», где единица с двумя нулями. Это уже совсем другая цифра. Схематически отношение между «0» и остальными цифрами можно представить так:

Нуль в программировании

В программировании придумали, что «0» это тоже значение, нулевое. Точнее, это придумали и раньше в математике, а программисты это используют для решения своих задач.

Ноль это тоже значение, мы же его используем в расчётах. У нас ведь 10 цифр, а не 9, значит 0 имеет смысл, имеет какое-то своё значение. Как уже было показано выше, 1 без 0 — одно значение. А вместо с нулем или нулями, например, 100 — уже совсем другое значение. И т.д.

Посмотрим на примеры, более тесно связанные с программированием. Например, в коммерческой деятельности, когда программа учитывает продажи. Например, в один день не было продаж. Можно сказать, что продаж было «0». Или, например, было продано на 5 тыс. руб., и в то же время кто-то вернул товар тоже на 5 тыс. руб. — итоговый результат тоже получается «0».

Но по смыслу, по своему содержанию, «0» в первом случае отличается от «0» во втором. Т.е. в первом случае «0» — это отсутствие значения, а во втором — это результат определённых операций, именно нулевое значение.

Ещё один пример — отрицательные числа (см. рисунок). Здесь более наглядно видно, что «0» на данной шкале — это уже не отсутствие значения, а определённое нулевое значение.

Таким образом, в программировании «0» считают таким же значением как и другие цифры, просто оно называется нулевым. А вот для отсутствующего значения придумали ещё одно название — nil или «пустота».

Резюмируем для закрепления: nil — это отсутствие значения, а «0» — это уже наличие значения, нулевое значение.

Что это нам даёт? Мы можем переменной присвоить значение «0» и использовать её также, как и другие переменные. Или мы можем создать переменную и присвоить ей значение nil. И вот тогда мы понимаем, что это особая переменная, у неё нет значения, «пустота», с ней надо вести себя осторожно, не так, как с другими переменными. Во всяком случае мы её обозначили, промаркировали и теперь можем её каким-то образом обрабатывать. А пока этого не делали, она была просто неуправляемой.

Пример ситуации, где может быть опциональный тип данных

Например, мы делаем запрос к сайту интернет-магазина: сегодня среда? Сервер может ответить: да или нет, true или false. Но если в этот момент разорвалось соединение и сервер не ответил, программа получит ноль и преобразует его в false. Мы получим ответ, что сегодня не среда, хотя на самом деле может быть как раз и среда.

Особенности обработки nil в Swift

Мне не очень нравится, когда в учебниках для начинающих сравнивают языки программирования. Там и так сложно разобраться, а тут на тебя наваливают ещё больше. Но сейчас такой случай, что без этого не обойтись. И это полезно как раз для начинающих.

Итак, в Objective C если от сервера в вышеназванном примере не поступает информация, то программа классифицирует его как false и выдаёт результат, что сегодня не среда. И если к результату ответа привязано какое-то действие, то может произойти ошибка, а то и падение системы. Почему это происходит? Потому что булевые значения строятся по типу: если это не true, значит это false. Если не пришёл ответ true, то всё остальное автоматом относится к false.

В Swift появился третий тип ответа — отсутствие ответа: к true и false добавлен nil — пустое значение, отсутствие значения. Тогда программа действует методом исключения уже в три этапа: если это не true, то это может быть nil или false; если это не nil, значит это false.

Как часто это встречается или насколько это важно

Опытные разработчики говорят, что встречается такая ситуация часто и что это одна из важных тем в языке Swift и в программировании в целом.

Какие типы данных могут быть опциональными?

В Swift в качестве nil всегда будет определённый тип данных (например, объект, класс, число, Int, Double, структура, точка). В Objective C только объект может быть nil. В Objective C nil — это чёрная дыра; если мы посылаем запрос к объекту, который nil, то обратно получаем либо nil, либо 0.

В Swift послать к nil что-нибудь невозможно, программа упадёт. В Swift объявить опциональным типом данных мы можем только конкретный тип. Если мы объявили переменную с опциональным типом Int, то в ней уже не может быть других типов данных (ни Double, ни String и пр.). Точно также, если мы объявили опциональный Double, то в этой переменной уже не может быть Int.

Синтаксис опционального типа данных

Опциональным является не переменная и не её значение; опциональным является тип данных. Это не так важно знать наизусть в начале обучения, но иногда помогает не запутаться в терминах. Чтобы обозначить, что переменная обладает опциональным типом данных, к обозначению этого типа добавляется вопросительный знак. Пример:

Мы объявляем переменную по имени «optSample», задаём тип данных Int и указываем, что это не обычный Int, а опциональный (- Int?). Это означает, что в некоторых случаях у данной переменной может не быть значения. И в песочнице Swift покажет это значение уже с дополнительным маркером: Some 12. Т. е. не просто 12, а некоторое значение 12.

Как определить, когда использовать опциональный тип данных

В каких случаях может не быть значений и нужно использовать опциональный тип данных? Это программисты определяют сами. На основе какого-то своего опыта, предварительной оценки ситуации. Это своеобразная подсказка из опыта старших товарищей: в некоторых случаях данные могут отсутствовать. И если не подстраховаться, то программа может неправильно работать (как в случае со средой выше) или вообще упасть.

Поэтому, если мы уверены, что такой ситуации не будет и данные будут всегда, тогда смело ставим обычный Int или другой тип данных. Но если мы знаем или даже просто предполагаем, что значений может не быть, тогда стоит поставить именно опциональный тип данных.

Как использовать опциональный тип данных в последующих действиях программы?

Если мы задали опциональный тип, то вроде бы его можно уже и использовать. На самом деле это не совсем так. Опциональные типы не взаимодействуют ни между собой, ни с другими типами данных.

Например, если мы захотели сложить две цифры, одна из которых обычный «Int», а вторая опциональный «Int?», то у нас ничего не получится. Это разные типы данных и они не взаимодействуют между собой. Чтобы их сложить необходимо вначале опциональный «Int?» привести к обычному «Int».

А ещё раньше, до того, как мы собрались складывать и приводить опциональный «Int?» к обычному»Int», нужно проверить, есть ли в опциональном «Int?» какое-то значение на данный момент. Мы помним, что программа — это набор команд, которые выполняются последовательно. По ходу выполнения программы значение любой переменной может меняться (константы в Swift само собой не меняются). А для переменных опционального типа данных значение такой переменной не просто меняется, а может и вообще отсутствовать. И если мы забудем об этом, то программа может рухнуть.

Поэтому, прежде чем выполнять любое действие с переменной, у которой опциональный тип данных, необходимо выполнить проверку: есть в ней на данный конкретный момент значение или нет. Это усложняет нам жизнь, но лучше перестраховаться, чем недосмотреть.

Как проверить, есть ли значение в переменной с опциональным типом данных?

Это сделать достаточно просто: берём оператор сравнения «if» и задаём условие. Спрашиваем: эй, переменная, ты nil или не nil?

Если она отвечает «я сейчас nil, пустая», тогда ничего от неё не требуем. Разве что можно вывести на экран информацию о том, что значение переменной сейчас отсутствует, nil. Назовём это действие чистосердечным признанием! Если же переменная не nil, тогда её можно использовать в последующих действиях. Пример:

В части «if» мы задаём вопрос на проверку: если он положительный, то программа сообщает нам об этом, зажигает красный свет на дальнейшее использование. Если же значение не nil, то мы уже можем выполнять с ним те или иные действия. В данном случае мы просто выводим это имеющееся значение на экран.

Да, и в песочнице будет показано, что это не простое значение, а опциональное. Мы увидим не просто «12», а «Optional(12)». Таким образом, мы проверили опциональный тип данных и узнали, есть ли там nil или нет. Если есть, мы тормозим, прекращаем работать с этим значением, а если нет, то тогда мы можем работать дальше.

Но и здесь есть свои нюансы. В частности, если просто передать это значение куда-то, то по идее это возможно. Но для операций, в которых это значение будет использоваться, взаимодействовать с другими значениями, как уже было сказано выше, необходимо привести опциональный тип данных к обычным, стандартным типам данных. Например, привести опциональный «Int?» к обычному «Int».

Как привести опциональный тип данных к обычному, неопциональному?

Для этого используется метод, который называется разворачивание: «unwrap», «unwrapped» или «unwrapping» (анрэп, анрэппед, анрэппинг). В синтаксисе для анрэпинга применяется восклицательный знак, который ставится рядом с переменной. В примере выше в части «else» можно написать следующий код:

После проверки на nill, если результат показывает, что nil здесь не имеет места быть, мы переходим к следующей операции. Например, нам нужно объявить новую переменную «s» и присвоить ей значение «optSample + 6». Но поскольку «optSample» у нас имеет опциональный тип данных, то мы записываем имя переменной и добавляем к нему восклицательный знак: «optSample!».

И тогда переменная «optSample» будет преобразована в неопциональный тип данных, тип её значения станет обычный «Int». После чего это значение уже может спокойно использоваться в операциях с другими значениями. В результате песочница покажет результат «18». А если этого не сделать она выдаст ошибку, что значение не развернуто.

Подвиды метода разворачивания

У этого метода разворачивания есть и свои разновидности. Пример выше называется ещё «force unwrapping». Это можно перевести как «силовое разворачивание», «вынужденное», «насильственное», «принудительное». При этом надо иметь в виду, что если мы не проверили на nil, то программа может упасть. Поэтому всегда нужно проверять. Это обязательное условие «force auwrapping».

Второй способ разворачивания — это «optional binding». Переводится как «связывание», «опциональное связывание» или «связывание опционала». Выглядит этот способ/метод следующим образом:

Этот метод работает с «if» и «while». Что происходит в этом случае? Мы пишем, что если новая переменная присваивает себе значение опциональной переменной, т.е. если это происходит, тогда мы выполняем следующее действие. Если новая переменная не может присвоить значение опциональной переменной, поскольку там нет значения, т. е. там nll, тогда программа ничего не делает, в ней ничего не делается.

Смысл такой, что дальнейшее движение происходит только тогда, когда значение извлекается из опциональной переменной и присваивается новой переменной. А у этой новой переменной тип данных устанавливается «Int». По факту, если это возможно, то двигаемся дальше. А если это не случается, то программа уходит во вторую часть условия, в «else».

Почему при этом программа не падает? Если бы мы просто написали, что новая переменная присваивает значение из опциональной, тогда бы она могла упасть. Но у нас есть оператор условия «if», который говорит: «если» значение присваивается, тогда только двигаемся дальше. Тем самым обеспечивается наличие значения, что там не nil. А если это условие не выполняется, т. е. там как раз nil, то действие переходит в «else». И там уже мы можем вывести сообщение, что здесь nill, или просто ничего не делать. И программа при этом останется в целом работоспособной. Другое дело, что значения из опциональной переменной мы не возьмём, поскольку его там нет, но и программа не упадёт.

И еще один момент, если во второй части условия мы не планируем что-то делать, то её можно и не использовать. Тогда код может выглядеть так:

Неявно развернутые опционалы

Есть случаи, когда nil может быть только в начале, до первого запроса, обращения к переменной. А потом всегда будут значения. Например, программа запускается, а потом после запуска значения будут всегда. В этом случае можно использовать «неявно извлечённый опционал». На английском — «Implicitly Unwrapped Optionals». Для наглядности можно написать так. Есть три типа данных с точки зрения опциональности:

  • «Int» — простой, обычный интеджер;
  • «Int?» — опциональный интеджер, который надо всё время проверять и разворачивать;
  • «Int!» — неявно извлечённый интеджер; первый раз у него есть nil, а потом гарантировано будут значения. Это значит потом его не надо проверять и разворачивать, а можно использовать как обычный «Int».

В первой строке мы объявили переменную «house», тут же обозначили, что тип данных у неё неявный развернутый (извлечённый) опционал («Int!»). И присвоили начальное значение nil. Мы честно предупредили, что значения нет.

Затем во второй строке мы присвоили этой переменной значение «8». Обратите внимание, что нам не надо здесь проверять наличие nil и не надо разворачивать опционал в обычный тип данных «Int». Более того, мы сразу можем использовать новое значение для операции с другими значениями типа «Int».

Всё это возможно благодаря тому, что в неявно извлечённом опционале заранее предусмотрено, что первое значение у него nil, а потом всегда будут обычные, не опциональные значения. Всё это происходит само собой, поскольку предусмотрено в свойствах данного типа данных (неявно извлечённого опционала).

И обратим внимание на восклицательный знак (!). В одном случае он используется для разворачивания опционала («force unwrapping»), а во втором он фиксирует определённый подвид, разновидность опционала («неявно развёрнутый опционал»). И то, и другое близко по смыслу, есть только некоторые нюансы. В первом случае, это как бы отдельная, дискретная операция, во втором — это уже более постоянная характеристика типа данных.

Резюме по опционалам

1. Опциональный тип данных — это такой тип данных, где может не быть значения. Пример ситуации — сбой в работе сервера, отсутствие ответа.

2. Синтаксис — опциональный тип данных обозначается вопросительным знаком («Int?»).

3. Чтобы использовать значение из опционала сначала нужно проверить, что оно там есть. Это делается с помощью логического оператора «if». И далее, нужно преобразовать опциональный тип данных в обычный тип данных. Это можно сделать двумя способами:

  • force unwrapping — силовое разворачивание, когда к названию переменной добавляется восклицательный знак («optSample!»);
  • optional binding — связывание опционала, когда значение опциональной переменной присваивается новой переменной и это оформляется как первая часть условия «if».

4. «Неявно извлечённые опционалы» — это такие опционалы, которые не имеют значения до первого обращения к ним, а потом гарантированно имеют значения. Их можно обозначить восклицательным знаком, и после получения первого обычного значения их не нужно проверять на nil и можно использовать как обычные, не опциональные типы для взаимодействия с другими значениями того же типа.

Утверждения

Ещё одна небольшая тема, по смыслу связанная с опционалами.

Asserts — это некие утверждения, которые проверяют условия и в зависимости от результата проверки или останавливают программу, или позволяют ей дальше работать. Чем ассерты отличаются от опционалов? Опционал позволяет определить, есть значение или нет, и писать код, который будет корректно работать в ситуации, когда значения нет. Однако бывает так: если значения нет, то программа не может выполняться, даже если мы готовы написать корректный код. Или программа не может выполняться, если значение не соответствует определённым условиям.

Пример: мы хотим посчитать сколько продано товаров за день, а в программу не введена стоимость товара (значения нет). Или, мы считаем сколько пива куплено в пятницу, а для подсчёта указан день недели четверг (т. е. значение есть, но не которое нужно).

В таких случаях мы пишем «assert», утверждение, некую команду, которая по ходу проверяет работоспособность программы. Обычно оно содержит в себе проверку истинности условия. Если условие соблюдается, т. е. возвращается «true», то программа продолжается дальше. Если нет, то программа останавливается. При этом в консоль может выводиться определённое сообщение. Это удобно тем, что в этом сообщении может указываться невыполненное условие (это не обязательно, но полезно). А также тем, что утверждение показывает место в коде, где произошел сбой.

Как выглядит утверждение, синтаксис? На английском — «assert, asserts». Пример кода ниже:

В данном случае у нас есть константа «age» (возраст), которая содержит ошибочное отрицательное значение «-3». По смыслу уже понятно, что «-3» не может быть возрастом.

Далее разработчик для предупреждения подобных ошибок, а точнее для их отлавливания, использует утверждение: если age >= 0 (возраст больше или равен нулю), то всё нормально и двигаемся дальше. В противном же случае, во-первых, программа остановится, а во-вторых, на экране (в консоли) появится сообщение: «Возраст человека не может быть меньше нуля».

А если сообщение нам не нужно, то можно написать и так:

Насколько это важно? Говорят, что начинающим программистам это не очень понадобится. И что чаще это нужно в процессе разработки, чтобы знать, где программа может рухнуть и как можно отловить ошибку. Например, это полезно использовать при написании своих библиотек, фреймворков. В любом случае, фича интересная. И возможно когда-нибудь может понадобиться.

Итак, перед вами своеобразный альтернативный вариант изложения главы из учебника Swift про опциональные типы данных. На первый взгляд тема довольно сложная, но когда посидишь над ней и попытаешься сам систематизировать, то получается уже яснее и понятнее.

А как вы поняли тему про опционалы? Какие ещё, возможно, здесь есть подводные камни?

Всем привет!

Я новичок, выбрал для себя язык программирования Swift и сейчас его изучаю. Проштудировал недавно раздел «Опциональные типы данных» в учебнике. Решил систематизировать его в таком своеобразном конспекте. Подобный подход, как известно, помогает лучше понять и запомнить. А ещё, возможно, эти заметки пригодятся другим пользователям GeekBrains. Итак, начнём.

Кстати, если вы только начинаете изучать Swift, стоит пройти бесплатный интенсив по разработке на Swift от GeekBrains.

Повторяем, что такое типы данных

Что такое типы данных, о которых мы так часто говорим? Посмотрим на примерах. Предположим, есть переменная «a» и у неё есть значение «12». И это тип данных «Int». Кроме «Int» мы знаем ещё такие типы данных: «Double», «Float», «Bool» и др.

И далее, под типом данных можно понимать почти всё, что есть в программировании. Например, «переменная» или «константа» могут рассматриваться как определённые типы данных. «Объект», «класс», «структура» — это тоже определённые типы данных. Для простоты изложения и понимания дальше будет говориться в основном о простых, так называемых примитивных типах, в основном об «Int». Тогда многие примеры будут более понятны.

Что такое опция?

Слово «опция» трактуется словарём как «факультативная возможность». На самом деле это определение не объясняет, а ещё больше усложняет, поскольку появляется ещё одно, хоть и знакомое, но не очень понятное слово «факультативный». Смотрим словарь — необязательный, дополнительный. Теперь, если сложить всё вместе, получается такое определение «опции» — необязательная, дополнительная возможность.

В свою очередь, при работе с компьютером слова «Option», «Optional», «Опционально» довольно часто встречаются на сайтах при регистрации аккаунтов, заполнении различных анкет. Это означает, что соответствующий пункт можно заполнять, а можно и не заполнять. Соответственно, содержание там может быть, а может и не быть.

Опциональный тип данных

В программировании, в частности в Swift, тоже довольно часто встречаются такие слова, как «optional», «optionals», «опционал», «опционалы» и т. д. Ими обозначают опциональный тип данных. Это такой тип данных, в котором значение может быть, а может и не быть.

Откуда ноги растут

Ноги растут из математики, из понимания смысла цифры «0». Ноль, нуль от лат. nullus — никакой. Слово «ноль» чаще используется в повседневной речи, а слово «нуль» прижилось в математике. Например, «нулевое значение» (никто ведь не говорит «нолевое значение»).

Цифре «0» древние индийские математики приписывали магические значения: это не просто цифра, это отсутствие цифр, это таинственная пустота, которая ничего не значит и в то же время влияет на все остальные цифры. Сравните, цифра «1» сама по себе и цифра «100», где единица с двумя нулями. Это уже совсем другая цифра. Схематически отношение между «0» и остальными цифрами можно представить так:

Нуль в программировании

В программировании придумали, что «0» это тоже значение, нулевое. Точнее, это придумали и раньше в математике, а программисты это используют для решения своих задач.

Ноль это тоже значение, мы же его используем в расчётах. У нас ведь 10 цифр, а не 9, значит 0 имеет смысл, имеет какое-то своё значение. Как уже было показано выше, 1 без 0 — одно значение. А вместо с нулем или нулями, например, 100 — уже совсем другое значение. И т.д.

Посмотрим на примеры, более тесно связанные с программированием. Например, в коммерческой деятельности, когда программа учитывает продажи. Например, в один день не было продаж. Можно сказать, что продаж было «0». Или, например, было продано на 5 тыс. руб., и в то же время кто-то вернул товар тоже на 5 тыс. руб. — итоговый результат тоже получается «0».

Но по смыслу, по своему содержанию, «0» в первом случае отличается от «0» во втором. Т.е. в первом случае «0» — это отсутствие значения, а во втором — это результат определённых операций, именно нулевое значение.

Ещё один пример — отрицательные числа (см. рисунок). Здесь более наглядно видно, что «0» на данной шкале — это уже не отсутствие значения, а определённое нулевое значение.

Таким образом, в программировании «0» считают таким же значением как и другие цифры, просто оно называется нулевым. А вот для отсутствующего значения придумали ещё одно название — nil или «пустота».

Резюмируем для закрепления: nil — это отсутствие значения, а «0» — это уже наличие значения, нулевое значение.

Что это нам даёт? Мы можем переменной присвоить значение «0» и использовать её также, как и другие переменные. Или мы можем создать переменную и присвоить ей значение nil. И вот тогда мы понимаем, что это особая переменная, у неё нет значения, «пустота», с ней надо вести себя осторожно, не так, как с другими переменными. Во всяком случае мы её обозначили, промаркировали и теперь можем её каким-то образом обрабатывать. А пока этого не делали, она была просто неуправляемой.

Пример ситуации, где может быть опциональный тип данных

Например, мы делаем запрос к сайту интернет-магазина: сегодня среда? Сервер может ответить: да или нет, true или false. Но если в этот момент разорвалось соединение и сервер не ответил, программа получит ноль и преобразует его в false. Мы получим ответ, что сегодня не среда, хотя на самом деле может быть как раз и среда.

Особенности обработки nil в Swift

Мне не очень нравится, когда в учебниках для начинающих сравнивают языки программирования. Там и так сложно разобраться, а тут на тебя наваливают ещё больше. Но сейчас такой случай, что без этого не обойтись. И это полезно как раз для начинающих.

Итак, в Objective C если от сервера в вышеназванном примере не поступает информация, то программа классифицирует его как false и выдаёт результат, что сегодня не среда. И если к результату ответа привязано какое-то действие, то может произойти ошибка, а то и падение системы. Почему это происходит? Потому что булевые значения строятся по типу: если это не true, значит это false. Если не пришёл ответ true, то всё остальное автоматом относится к false.

В Swift появился третий тип ответа — отсутствие ответа: к true и false добавлен nil — пустое значение, отсутствие значения. Тогда программа действует методом исключения уже в три этапа: если это не true, то это может быть nil или false; если это не nil, значит это false.

Как часто это встречается или насколько это важно

Опытные разработчики говорят, что встречается такая ситуация часто и что это одна из важных тем в языке Swift и в программировании в целом.

Какие типы данных могут быть опциональными?

В Swift в качестве nil всегда будет определённый тип данных (например, объект, класс, число, Int, Double, структура, точка). В Objective C только объект может быть nil. В Objective C nil — это чёрная дыра; если мы посылаем запрос к объекту, который nil, то обратно получаем либо nil, либо 0.

В Swift послать к nil что-нибудь невозможно, программа упадёт. В Swift объявить опциональным типом данных мы можем только конкретный тип. Если мы объявили переменную с опциональным типом Int, то в ней уже не может быть других типов данных (ни Double, ни String и пр.). Точно также, если мы объявили опциональный Double, то в этой переменной уже не может быть Int.

Синтаксис опционального типа данных

Опциональным является не переменная и не её значение; опциональным является тип данных. Это не так важно знать наизусть в начале обучения, но иногда помогает не запутаться в терминах. Чтобы обозначить, что переменная обладает опциональным типом данных, к обозначению этого типа добавляется вопросительный знак. Пример:

Мы объявляем переменную по имени «optSample», задаём тип данных Int и указываем, что это не обычный Int, а опциональный (- Int?). Это означает, что в некоторых случаях у данной переменной может не быть значения. И в песочнице Swift покажет это значение уже с дополнительным маркером: Some 12. Т. е. не просто 12, а некоторое значение 12.

Как определить, когда использовать опциональный тип данных

В каких случаях может не быть значений и нужно использовать опциональный тип данных? Это программисты определяют сами. На основе какого-то своего опыта, предварительной оценки ситуации. Это своеобразная подсказка из опыта старших товарищей: в некоторых случаях данные могут отсутствовать. И если не подстраховаться, то программа может неправильно работать (как в случае со средой выше) или вообще упасть.

Поэтому, если мы уверены, что такой ситуации не будет и данные будут всегда, тогда смело ставим обычный Int или другой тип данных. Но если мы знаем или даже просто предполагаем, что значений может не быть, тогда стоит поставить именно опциональный тип данных.

Как использовать опциональный тип данных в последующих действиях программы?

Если мы задали опциональный тип, то вроде бы его можно уже и использовать. На самом деле это не совсем так. Опциональные типы не взаимодействуют ни между собой, ни с другими типами данных.

Например, если мы захотели сложить две цифры, одна из которых обычный «Int», а вторая опциональный «Int?», то у нас ничего не получится. Это разные типы данных и они не взаимодействуют между собой. Чтобы их сложить необходимо вначале опциональный «Int?» привести к обычному «Int».

А ещё раньше, до того, как мы собрались складывать и приводить опциональный «Int?» к обычному»Int», нужно проверить, есть ли в опциональном «Int?» какое-то значение на данный момент. Мы помним, что программа — это набор команд, которые выполняются последовательно. По ходу выполнения программы значение любой переменной может меняться (константы в Swift само собой не меняются). А для переменных опционального типа данных значение такой переменной не просто меняется, а может и вообще отсутствовать. И если мы забудем об этом, то программа может рухнуть.

Поэтому, прежде чем выполнять любое действие с переменной, у которой опциональный тип данных, необходимо выполнить проверку: есть в ней на данный конкретный момент значение или нет. Это усложняет нам жизнь, но лучше перестраховаться, чем недосмотреть.

Как проверить, есть ли значение в переменной с опциональным типом данных?

Это сделать достаточно просто: берём оператор сравнения «if» и задаём условие. Спрашиваем: эй, переменная, ты nil или не nil?

Если она отвечает «я сейчас nil, пустая», тогда ничего от неё не требуем. Разве что можно вывести на экран информацию о том, что значение переменной сейчас отсутствует, nil. Назовём это действие чистосердечным признанием! Если же переменная не nil, тогда её можно использовать в последующих действиях. Пример:

В части «if» мы задаём вопрос на проверку: если он положительный, то программа сообщает нам об этом, зажигает красный свет на дальнейшее использование. Если же значение не nil, то мы уже можем выполнять с ним те или иные действия. В данном случае мы просто выводим это имеющееся значение на экран.

Да, и в песочнице будет показано, что это не простое значение, а опциональное. Мы увидим не просто «12», а «Optional(12)». Таким образом, мы проверили опциональный тип данных и узнали, есть ли там nil или нет. Если есть, мы тормозим, прекращаем работать с этим значением, а если нет, то тогда мы можем работать дальше.

Но и здесь есть свои нюансы. В частности, если просто передать это значение куда-то, то по идее это возможно. Но для операций, в которых это значение будет использоваться, взаимодействовать с другими значениями, как уже было сказано выше, необходимо привести опциональный тип данных к обычным, стандартным типам данных. Например, привести опциональный «Int?» к обычному «Int».

Как привести опциональный тип данных к обычному, неопциональному?

Для этого используется метод, который называется разворачивание: «unwrap», «unwrapped» или «unwrapping» (анрэп, анрэппед, анрэппинг). В синтаксисе для анрэпинга применяется восклицательный знак, который ставится рядом с переменной. В примере выше в части «else» можно написать следующий код:

После проверки на nill, если результат показывает, что nil здесь не имеет места быть, мы переходим к следующей операции. Например, нам нужно объявить новую переменную «s» и присвоить ей значение «optSample + 6». Но поскольку «optSample» у нас имеет опциональный тип данных, то мы записываем имя переменной и добавляем к нему восклицательный знак: «optSample!».

И тогда переменная «optSample» будет преобразована в неопциональный тип данных, тип её значения станет обычный «Int». После чего это значение уже может спокойно использоваться в операциях с другими значениями. В результате песочница покажет результат «18». А если этого не сделать она выдаст ошибку, что значение не развернуто.

Подвиды метода разворачивания

У этого метода разворачивания есть и свои разновидности. Пример выше называется ещё «force unwrapping». Это можно перевести как «силовое разворачивание», «вынужденное», «насильственное», «принудительное». При этом надо иметь в виду, что если мы не проверили на nil, то программа может упасть. Поэтому всегда нужно проверять. Это обязательное условие «force auwrapping».

Второй способ разворачивания — это «optional binding». Переводится как «связывание», «опциональное связывание» или «связывание опционала». Выглядит этот способ/метод следующим образом:

Этот метод работает с «if» и «while». Что происходит в этом случае? Мы пишем, что если новая переменная присваивает себе значение опциональной переменной, т.е. если это происходит, тогда мы выполняем следующее действие. Если новая переменная не может присвоить значение опциональной переменной, поскольку там нет значения, т. е. там nll, тогда программа ничего не делает, в ней ничего не делается.

Смысл такой, что дальнейшее движение происходит только тогда, когда значение извлекается из опциональной переменной и присваивается новой переменной. А у этой новой переменной тип данных устанавливается «Int». По факту, если это возможно, то двигаемся дальше. А если это не случается, то программа уходит во вторую часть условия, в «else».

Почему при этом программа не падает? Если бы мы просто написали, что новая переменная присваивает значение из опциональной, тогда бы она могла упасть. Но у нас есть оператор условия «if», который говорит: «если» значение присваивается, тогда только двигаемся дальше. Тем самым обеспечивается наличие значения, что там не nil. А если это условие не выполняется, т. е. там как раз nil, то действие переходит в «else». И там уже мы можем вывести сообщение, что здесь nill, или просто ничего не делать. И программа при этом останется в целом работоспособной. Другое дело, что значения из опциональной переменной мы не возьмём, поскольку его там нет, но и программа не упадёт.

И еще один момент, если во второй части условия мы не планируем что-то делать, то её можно и не использовать. Тогда код может выглядеть так:

Неявно развернутые опционалы

Есть случаи, когда nil может быть только в начале, до первого запроса, обращения к переменной. А потом всегда будут значения. Например, программа запускается, а потом после запуска значения будут всегда. В этом случае можно использовать «неявно извлечённый опционал». На английском — «Implicitly Unwrapped Optionals». Для наглядности можно написать так. Есть три типа данных с точки зрения опциональности:

  • «Int» — простой, обычный интеджер;
  • «Int?» — опциональный интеджер, который надо всё время проверять и разворачивать;
  • «Int!» — неявно извлечённый интеджер; первый раз у него есть nil, а потом гарантировано будут значения. Это значит потом его не надо проверять и разворачивать, а можно использовать как обычный «Int».

В первой строке мы объявили переменную «house», тут же обозначили, что тип данных у неё неявный развернутый (извлечённый) опционал («Int!»). И присвоили начальное значение nil. Мы честно предупредили, что значения нет.

Затем во второй строке мы присвоили этой переменной значение «8». Обратите внимание, что нам не надо здесь проверять наличие nil и не надо разворачивать опционал в обычный тип данных «Int». Более того, мы сразу можем использовать новое значение для операции с другими значениями типа «Int».

Всё это возможно благодаря тому, что в неявно извлечённом опционале заранее предусмотрено, что первое значение у него nil, а потом всегда будут обычные, не опциональные значения. Всё это происходит само собой, поскольку предусмотрено в свойствах данного типа данных (неявно извлечённого опционала).

И обратим внимание на восклицательный знак (!). В одном случае он используется для разворачивания опционала («force unwrapping»), а во втором он фиксирует определённый подвид, разновидность опционала («неявно развёрнутый опционал»). И то, и другое близко по смыслу, есть только некоторые нюансы. В первом случае, это как бы отдельная, дискретная операция, во втором — это уже более постоянная характеристика типа данных.

Резюме по опционалам

1. Опциональный тип данных — это такой тип данных, где может не быть значения. Пример ситуации — сбой в работе сервера, отсутствие ответа.

2. Синтаксис — опциональный тип данных обозначается вопросительным знаком («Int?»).

3. Чтобы использовать значение из опционала сначала нужно проверить, что оно там есть. Это делается с помощью логического оператора «if». И далее, нужно преобразовать опциональный тип данных в обычный тип данных. Это можно сделать двумя способами:

  • force unwrapping — силовое разворачивание, когда к названию переменной добавляется восклицательный знак («optSample!»);
  • optional binding — связывание опционала, когда значение опциональной переменной присваивается новой переменной и это оформляется как первая часть условия «if».

4. «Неявно извлечённые опционалы» — это такие опционалы, которые не имеют значения до первого обращения к ним, а потом гарантированно имеют значения. Их можно обозначить восклицательным знаком, и после получения первого обычного значения их не нужно проверять на nil и можно использовать как обычные, не опциональные типы для взаимодействия с другими значениями того же типа.

Утверждения

Ещё одна небольшая тема, по смыслу связанная с опционалами.

Asserts — это некие утверждения, которые проверяют условия и в зависимости от результата проверки или останавливают программу, или позволяют ей дальше работать. Чем ассерты отличаются от опционалов? Опционал позволяет определить, есть значение или нет, и писать код, который будет корректно работать в ситуации, когда значения нет. Однако бывает так: если значения нет, то программа не может выполняться, даже если мы готовы написать корректный код. Или программа не может выполняться, если значение не соответствует определённым условиям.

Пример: мы хотим посчитать сколько продано товаров за день, а в программу не введена стоимость товара (значения нет). Или, мы считаем сколько пива куплено в пятницу, а для подсчёта указан день недели четверг (т. е. значение есть, но не которое нужно).

В таких случаях мы пишем «assert», утверждение, некую команду, которая по ходу проверяет работоспособность программы. Обычно оно содержит в себе проверку истинности условия. Если условие соблюдается, т. е. возвращается «true», то программа продолжается дальше. Если нет, то программа останавливается. При этом в консоль может выводиться определённое сообщение. Это удобно тем, что в этом сообщении может указываться невыполненное условие (это не обязательно, но полезно). А также тем, что утверждение показывает место в коде, где произошел сбой.

Как выглядит утверждение, синтаксис? На английском — «assert, asserts». Пример кода ниже:

В данном случае у нас есть константа «age» (возраст), которая содержит ошибочное отрицательное значение «-3». По смыслу уже понятно, что «-3» не может быть возрастом.

Далее разработчик для предупреждения подобных ошибок, а точнее для их отлавливания, использует утверждение: если age >= 0 (возраст больше или равен нулю), то всё нормально и двигаемся дальше. В противном же случае, во-первых, программа остановится, а во-вторых, на экране (в консоли) появится сообщение: «Возраст человека не может быть меньше нуля».

А если сообщение нам не нужно, то можно написать и так:

Насколько это важно? Говорят, что начинающим программистам это не очень понадобится. И что чаще это нужно в процессе разработки, чтобы знать, где программа может рухнуть и как можно отловить ошибку. Например, это полезно использовать при написании своих библиотек, фреймворков. В любом случае, фича интересная. И возможно когда-нибудь может понадобиться.

Итак, перед вами своеобразный альтернативный вариант изложения главы из учебника Swift про опциональные типы данных. На первый взгляд тема довольно сложная, но когда посидишь над ней и попытаешься сам систематизировать, то получается уже яснее и понятнее.

А как вы поняли тему про опционалы? Какие ещё, возможно, здесь есть подводные камни?

Сигналы и слоты в Qt

Введение

В программировании графического интерфейса, когда мы меняем один виджет, мы часто хотим что бы другой виджет получил об этом уведомление. В общем случае, мы хотим что бы объекты любого типа могла общаться с другими. Например, если пользователь нажимает кнопку Закрыть, мы вероятно хотим что бы была вызвана функция окна close().
Другие библиотеки добиваются такого рода общения используя обратный вызов. Обратный вызов это указатель на функцию, таким образом, если мы хотим что бы функция уведомила нас о каких-нибудь событиях, мы передаем указатель на другую функцию (обратновызываемую) этой функции. Функция в таком случае делает обратный вызов когда необходимо. Обратный вызов имеет два основных недостатка. Во-первых, он не является типобезопасным. Мы никогда не можем быть уверены что функция делает обратный вызов с корректными аргументами. Во-вторых, обратный вызов жестко связан с вызывающей его функцией, так как эта функция должна точно знать какой обратный вызов надо делать.

Сигналы и слоты

В Qt используется другая техника — сигналы и слоты. Сигнал вырабатывается когда происходит определенное событие. Слот это функция, которая вызывается в ответ на определенный сигнал. Виджеты Qt имеют много предопределенных сигналов и слотов, но мы всегда можем сделать дочерний класс и добавить наши сигналы и слоты в нем.

Механизм сигналов и слотов типобезопасен. Сигнатура сигнала должна совпадать с сигнатурой слота-получателя. (Фактически слот может иметь более короткую сигнатуру чем сигнал который он получает, так как он может игнорировать дополнительные аргументы). Так как сигнатуры сравнимы, компилятор может помочь нам обнаружить несовпадение типов. Сигналы и слоты слабо связаны. Класс, который вырабатывает сигнал не знает и не заботится о том, какие слоты его получат. Механизм сигналов и слотов Qt гарантирует, что если мы подключим сигнал к слоту, слот будет вызван с параметрами сигнала в нужное время. Сигналы и слоты могут принимать любое число аргументов любого типа. Они полностью типобезопасны.
Все классы, наследуемые от QObject или его дочерних классов (например, QWidget) могут содержать сигналы и слоты. Сигналы вырабатываются объектами когда они изменяют свое состояние так, что это может заинтересовать другие объекты. При этом он на знает и не заботится о том что у его сигнала может не быть получателя.
Слоты могут быть использованы для получения сигналов, но они так же нормальные функции-члены. Так же как объект не знает ничего о получателях своих сигналов, слот ничего не знает о сигналах, которые к нему подключены. Это гарантирует что полностью независимые компоненты могут быть созданы с помощью Qt.
Мы можем подключать к одному слоту столько сигналов, сколько захотим, также один сигнал может быть подключен к стольким слотам, сколько необходимо. Так же возможно подключать сигнал к другому сигналу (это вызовет выработку второго сигнала немедленно после появления первого).
Сигналы и слоты вместе составляют мощный механизм создания компонентов.

Небольшой пример

  1. class Counter
  2. <
  3. public :
  4. Counter()
  5. int value () const
  6. void setValue( int value );
  7. private :
  8. int m_value;
  9. >;

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

  1. #include
  2. class Counter : public QObject
  3. <
  4. Q_OBJECT
  5. public :
  6. Counter()
  7. int value () const
  8. public slots:
  9. void setValue( int value );
  10. signals:
  11. void valueChanged( int newValue);
  12. private :
  13. int m_value;
  14. >;

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

  1. void Counter::setValue( int value )
  2. <
  3. if ( value != m_value) <
  4. m_value = value ;
  5. emit valueChanged( value );
  6. >
  7. >

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

  1. Counter a, b;
  2. QObject::connect(&a, SIGNAL(valueChanged( int )),
  3. &b, SLOT(setValue( int )));
  4. a.setValue(12); // a.value() == 12, b.value() == 12
  5. b.setValue(48); // a.value() == 12, b.value() == 48

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

Вызов a.setValue(12) вырабатывает сигнал valueChanged(12), который получит объект b в свой слот setValue() slot, т.е. будет вызвана функция b.setValue(12). Тогда b вырабатывает такой же сигнал valueChanged(), но так как он не подключен ни к одному слоту, это сигнал будет проигнорирован.
Отмечу что функция setValue() устанавливает новое значение и вырабатывает сигнал только есть value != m_value. Это предотвращает бесконечный цикл в случае кругового соединения (например, если бы b.valueChanged() был бы подключен к a.setValue()).
Сигнал вырабатывается для каждого соединения. Если соединение продублировать, два сигнала будут выработаны. Соединение всегда можно разорвать использовав функцию QObject::disconnect().
Приведенный выше пример показывает как объекты могут работать вместе без необходимости знать что-либо друг о друге. Что бы задействовать это, объекты должны быть соединены вместе и это может быть достигнуто простым вызовом функции QObject::connect() или с помощью свойства автоматического соединения программы uic.

Компилирование примера

Мета-объектный компилятор (meta-object compiler, moc) просматривает описание классов в файлах исходных кодов и генерирует код на C++, который инициализирует мета-объекты. Мета-объекты содержат имена все сигналов и слотов, так же как и указатели на эти функции.
Запуская программу moc для описания класса, содержащего сигналы и слоты, мы получаем файл исходных кодов, который должен быть скомпилирован и слинкован с другими объектными файлами приложения. При использовании qmake, правила для автоматического вызова moc будут добавлены в Makefile проекта.

Сигналы

Сигналы вырабатываются объектами когда они изменяют свое состояние так, что это может заинтересовать другие объекты. Только класс, который определяет сигнал или его потомки могут вырабатывать сигнал.
Когда сигнал вырабатывается, слот, к которому он подключен обычно выполняется немедленно, так же как и нормальный вызов процедуры. Когда это происходит, механизм сигналов и сигналов и слотов полностью независим от любого цикла событий графического интерфейса. Выполнение кода, следующего за выпуском сигнала произойдет сразу после выхода из всех слотов. Ситуация слегка отличается когда используются отложенные соединения (queued connections); в этом случае код после ключевого слова emit продолжает выполнение немедленно, а слоты будут выполнены позже.
Если несколько слотов подключены к одному сигналу, слоты будут выполнены один за другим в произвольном порядке после выработки сигнала.
Сигналы автоматически генерируются программой moc и не должны быть реализованы в исходном коде. Они могут не возвращать значение (т. е., используем тип void).
Замечание по поводу аргументов: опыт показывает, что сигналы и слоты легче повторно использовать при написании программ, если они не используют специальных типов. Например, если бы сигнал QScrollBar::valueChanged() использовал бы специальный тип вроде гипотетического QScrollBar::Range, он мог бы быть подключенным только к слотам, спроектированным специально для него.

Слоты

Слот вызывается когда вырабатывается сигнал, с которым он связан. Слот это обычная функция в C++ и может вызываться обычным способом; единственная его особенность, что с ним можно соединсять сигналы.
Так как слоты это нормальные функции-члены, они следуют обычным правилам C++ при прямом вызове. Тем не менее, как слоты, они могут быть вызваны любым компонентом, независимо от их уровней доступа, через соединение сигнал-слот. Это значит, что сигнал, выработаный объектом произвольного класса может вызвать защищенный (private) слот объекта несвязанного с ним класса.
Слоты так же можно объявлять виртуальными, что иногда бывает довольно удобно.
По сравнению с обратными вызовами, сигналы и слоты слегка медленнее из-за увеличенной гибкости, которую они обеспечивают, хотя разница для реальных приложений незаметна. В общем, выработка сигнала, который подключен к некоторым слотам, в среднем в 10 раз медленнее, чем вызов получателя напрямую, при вызове не виртуальной функции. Эти накладные расходы требуются для нахождения объекта, для безопасного перебора всех его соединений (т. е. проверка что последующий получатель не был уничтожен во время выпуска сигнала) и передачи любых параметров в общем виде. Хотя вызов десяти невиртуальных процедур может показаться дорогим, это менее затратно, чем, например, операция создания или удаления объекта. Пока мы создаем строку, вектор или список, что неявно требует создание объекта, затраты сигналов и слотов отвечают за очень маленькую долю в затратах среди всех вызовов процедур.
То же самое верно делаете ли вы системный вызов в слот или косвенно вызываете более десяти функций. На i586-500, мы можем вырабатывать около 2,000,000 сигналов в секунду, соединенных с одним слотом или 1,200,000 в секунду, при соединении в двумя слотами. Простота и гибкость механизма сигналов и слотов окупает дополнительные затраты, которые пользователь программы даже не заметит.
Следует заметить, что библиотеки, которые определяют переменные с именами signal или slot, могут вызывать предупреждения или ошибки компилятора при компиляции вместе с программой, написанной на Qt. Что бы решить данную проблему, необходимо убрать определение мешающегося символа препроцессора с помощью директивы #undef.

Метаобъектная информация

  1. if (widget->inherits( «QAbstractButton» )) <
  2. QAbstractButton *button = static_cast (widget);
  3. button->toggle();
  4. >

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

  1. if (QAbstractButton *button = qobject_cast (widget))
  2. button->toggle();

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

Реальный пример

  1. #ifndef LCDNUMBER_H
  2. #define LCDNUMBER_H
  3. #include
  4. class LcdNumber : public QFrame
  5. <
  6. Q_OBJECT

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

  1. public :
  2. LcdNumber(QWidget *parent = 0);

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

  1. signals:
  2. void overflow();

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

  1. public slots:
  2. void display( int num);
  3. void display( double num);
  4. void display( const QString &str);
  5. void setHexMode();
  6. void setDecMode();
  7. void setOctMode();
  8. void setBinMode();
  9. void setSmallDecimalPoint( bool point);
  10. >;
  11. #endif

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

Слоты это функции, используемые для получения информации об изменениях состояний других виджетов. LcdNumber использует их, как показано в коде выше, для установки отображаемого числа. Так как функция display() часть интерфейса класса с остальной программой, этот слот публичный.
Стоит отметить что функция display() перегружена. Qt выберет подходящую версию при соединении сигнала и слота. С обратным вызовом нам бы пришлось искать пять разных имен и контролировать типы самостоятельно.
Некоторые незначительные функции-члены были опущены в данном примере.

Продвинутое использование сигналов и слотов

  1. signalMapper = new QSignalMapper( this );
  2. signalMapper->setMapping(taxFileButton, QString( «taxfile.txt» ));
  3. signalMapper->setMapping(accountFileButton, QString( «accountsfile.txt» ));
  4. signalMapper->setMapping(reportFileButton, QString( «reportfile.txt» ));
  5. connect(taxFileButton, SIGNAL(clicked()),
  6. signalMapper, SLOT (map()));
  7. connect(accountFileButton, SIGNAL(clicked()),
  8. signalMapper, SLOT (map()));
  9. connect(reportFileButton, SIGNAL(clicked()),
  10. signalMapper, SLOT (map()));

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

  1. connect(signalMapper, SIGNAL(mapped( const QString &)),
  2. this , SLOT(readFile( const QString &)));

* This source code was highlighted with Source Code Highlighter .

Список казино с самыми большими бонусами:
  • Сол Казино
    Сол Казино

    1 место в рейтинге! Большие бонусы и быстрый вывод!

  • Фрэш Казино
    Фрэш Казино

    Свежее казино с большими бонусами!

Добавить комментарий